Кризис часто называют «временем возможностей»
Это популярный (хотя в некотором смысле и ложный) риторический прием, распространенный в политике и прессе, основан на толковании китайского «кризис» как состоящего из двух иероглифов: опасность и возможность. Толкование является спорным, поскольку второй иероглиф, как отмечают лингвисты, имеет широкий спектр значений. Тем не менее, оно прочно укоренилось в публичной речи, будучи впервые использованным американскими политиками в середине прошлого века.
То, что кризис – время возможностей, часто говорили в 2020, оставляя если не в жизни, то хотя бы в лингвистическом поле какое-то место для оптимизма. Но с греческого «кризис» – это переломный момент, а глагол «krino» – отделять, разбирать, выносить решение, судить, делать вывод и т.д. Фактически кризис обнажает несовершенство управленческой, экономической или любой другой системы, в очередной раз, показывая, что из привычки действовать, когда прижало, а не превентивно ничего хорошего не получается.
И хотя, так или иначе, весь мир попал в коронакризисные жернова, у нас на уровне госуправления есть странные особенности, связанные с поистине уникальной манерой работать. Здесь и привычка отсиживаться, и создание мифических задач вместо решения реальных (чтобы было, за что отчитаться), и многое другое. 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий, что с одной стороны, (вроде) логично, а с другой, комично. Комично, потому что наука и технологии – это уже такие мощные реалии современного мира, как и креативная экономика, которая теснит (но, правда, увы, не у нас) индустриальные и сырьевые рынки. Это такие тенденции, которые уже есть, и они очевидны. И совершенно не нужно возникновение пандемии, чтобы задуматься о том, что необходим курс на такие цели.
Если возвращаться к лингвистическому вопросу, то определение кризиса как времени возможностей обычно звучит в деловой прессе, а в политической речи у нас в 2020 году часто звучало «терпение», периодически превращаясь в излюбленное невротическое «самопожертвование». Надо ли говорить, что язык в значительной степени определяет мышление. И есть еще один момент, связанный с человеческим мышлением, это возможность прогнозирования. Тяжело спрогнозировать возникновение пандемии, но вполне можно спрогнозировать, какие слабые места системы (в том числе, экономической) способна потянуть за собой эта или схожая по масштабам ситуация. Поэтому выводы очевидны, и они плавно перетекают из прошлого года в наступивший.